рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Творчество Владимира Высоцкого


Творчество Владимира Высоцкого

Ереванский государственный медицинский университет им. М. Гераци

РЕФЕРАТ

На тему: Творчество Владимира Высоцкого

Студентки 207 группы лечебного факультета

Варданян Валентины

Е Р Е В А Н - 1998

Что такое книга?

Энциклопедический словарь отвечает на этот вопрос

так:”Книга,непереодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного

материала.”

А Б. Пастернак дал другое определение:”Книга есть кубический кусок горячей,

дымащейся совести – и больше ничего “.

Владимиру Высоцкому не довелось узреть свои произведения в виде

сброшюрованных листов печатного материала . Не выпустил он при жизни ни

одной книги , да и вообще на книжных страницах ему удалось опубликовать

лишь стихотворение “Из дорожного дневника “, да еще в усеченном виде. Зато

его творчество на протяжении почти двух десятилетий было – и сегодня

остается –куском дымящейся совести ,его и нашей . И в таком смысле вся

литературная работа Высоцкого с первых шагов развивалась и строилась как

единая и цельная книга . Ведь, если говорить по большому счету, главная

задача писателя – создать книгу о времени и о себе , публикация же –дело

второе.

После смерти Высоцкого появилось уже несколько книжных изданий его

стихотворений и песен .Реакция на парадоксальна:с одной стороны ,никакие

тиражи пока не могут удовлетворить жадного читательского спроса , с другой

стороны , приходится слышать,что ,дескать, произведения Высоцкого

предназначены для слушания ,что вне авторского голоса и исполнения они не

“читаются”.

Песни Высоцкого вошли в жизнь без спроса, без утверждения в

инстанциях и разрешения “сверху”. И расположились они не только на

миллионах магнитофонных лент, но и в самом надежном хранилище- в людской

памяти.

Впрочем, иллюзия нашего основательного знакомства с произведениями

Высоцкого довольно скоро развеивается при обращении к потоку книжных и

журнальных публикаций его текстов.Читая Высоцкого, мы постоянно открываем

для себя новые неведомые вещи .К нам пришла его резкая и беспощадная

политическая лирика:

И я не отличался от невежд,

А если отличался – очень мало,-

Занозы не оставил Будапешт,

А Прага сердце мне не разорвала,

И нас хотя растрелы не косили,

Но жили мы , поднять не смея глаз,-

Мы тоже дети страшных лет России,

Безвременье вливало водку в нас.

Такой духовный максимализм, такая суровая самокритика от имени целого

поколения – традиционны для русской поэзии .В этих жестких , отнюдь не

ласкающих слух и бередящих душу строкач можно услышать отголосок

лермонтовской “Думы”:”Перед опасностью позорно-малодушны,\И перед властию

презренные рабы”.Прибегая к столь ответственным параллелям , не умолчим о

том ,что разработка классического мотива иедется у Высоцкого в стиле совсем

не классическом: чего стоит ,к примеру, упоминание о водке в одном

контексте со словами “Россия” , “безвременье”. Какое-то необычное сочетание

высого и низкого, поэзии и прозы…

Вот, может быть, и ключ уо всему Высоцкому. Не потому ли строки его

произведений бывают непривычны для читательского глаза?

Оглядываясь на поэзию семидесятых годов, в которую так трудно было

Высоцкому вписаться, мы видим, что ей очень не доставало прозы.Обратите

внимание; жанр поэмы совсем задохнулся в семидесятые годы и до сих пор

очнуться не может. Наши лирики оказались похожими на того самого

изображенного Высоцким конькобежца-спринтера.Потому что для поэмы мало

одного только

Самовыражения-нужны конфликты,характеры, нужно знать, чем живут другие

люди,уметь их выслушивать, перевоплотиться в них.

В общем , недостаточное содержание прозы в поэзии оборачивалось дефицитом

правды.Вот почему приход в нашу поэзию Высоцкого-с его грубоватой, но

отважно-откровенной интонацией,с шумной и бесцеремонной компанией его

неизящных,

Но абсолютно правдивых персонажей, с его смехом и с его болью- был

исторически закономерен.

Вот почему бессмыслено сравнивать Высоцкого с каким-либо одним из его

поэтических современников: Ахмадулиной или Вознесенским,Самойловым или

Слуцким-и пытаться”вычислить”, луче он их или хуже.

Через творчество Высоцкого началось принципиальное обновление русской

поэзии. И оценивать Высоцкого- поэта надлежит не по каким-то отобранным

выставочным “достижениям”, а по самой его исторической роли в развитии

поэзии, в сближении ее с невыдуманной жизнью.

Читаем Высоцкого –и постоянно встечаемся с новыми

характерами,темами,сюжетами.Несмотря на все внешние трудности, поэт работал

неистого, не просто слагая песню за песней, а выстраивая определенные

смысловые ряды.Недаром он часто говорил на концертах, что собирается

довести количество своих спортивных песен до сорока, тем самым высказывая

все виды спорта.В этой шутке – большая доля правды.Ведь точно к такой же

полноте стремился Высоцкий и в своих военных песнях, где каждый раз мы

сталкиваемся с новым конфликтом. И в весьма вольных варияциях на

исторические и мифологические темы, где Высоцкий заставляет вековую

мудрость работать на распутывание

наших сегодняшних противоречий.Пестрый и многоголосный песенный мир

выстраивался постепенно и целеустремленно.Это

своеобразная энциклопедия нашей жизни,где “все есть “ и все темы

взаимодействуют друг с другом.

Высоцкий интуитивно искал гармонию частей и целого, достигал

многогранности единого образа мира.Снова вспомним пастернаковское

определение книги с несколько странным эпитетом:кубический кусок

совести.Кубический потому, что странный взгляд неравнодушного художника

видит мир не плоско, а объемно.Примерно то же имел в виду и Булгаков, когда

в “Театральном романе” наделил своего героя писателя Максудова волшебным

зрением:”Тут мне начало казаться по вечерам, что из белой страницы

выступает что-то цветное. Присматриваясь я убедился в том, что это

картинка.Она не плоская, а трехмерная.Как бы коробочка, и в ней сквозь

строчки видно: Горит свет и движутся в ней те самые фигурки,что описаны в

романе”.

Разве не движутся на страницах книги Высоцкого живые фигурки? Вот же

они : и дурачина-простофиля ,достигший высот,но не усидевший на

ответственном стуле , и работяга , сыгравший на бале-маскараде не чуждую

ему роль алкоголика , и сентиментальный боксер, без единого удара

одерживающий неожиданную победу ,и легендарные супруги Ваня с Зиной , и

великодушно-мужественный шофер из” Дорожной истории” и вышедший на исповедь

Гамлет и вырывающийся за красные флажки волк… Все – живые. И каждая песня-

“коробочка” с внутренним светом. И такой вот эффект создается на

пересечении поэзии и прозы.

Читаем Высоцкого – и наглядно убеждаемся, что при всей своей

демократической красоте и обманчивой понятности его песни внутренне сложны

и для полного понимания требуют определенного труда, умственного и

душевного. Явно преждевременно отступились от Высоцкого многие читатели,

некогда ценившие его едкие аллюзии., забористый смех, а теперь, по снятии

запрета, готовые уступить его творчество “массовой культуре”. Они еще

отнюдь не все взяли у Высоцкого, ведь только сейчас пришло время для

глубокого анализа произведений поэта, их дельного и конкретного разбора,

разных порой взаимоисключающих трактовок.Умные читатели нужны Высоцкому, и

он им тоже еще пригодится.

Мы живем во время крушения всякого рода принудительных идеалов,

развенчания установок и догм, некогда претендовавших на окончательность и

непогрешимость. Мы поняли, что для движения к общей гармонии нам вовсе не

обязательно быть духовными близнецами, одинаково думать и чувствовать.

Стало ясно, что чрезмерная монолитность общественного сознания,

однонаправленность усилий неизбежно приводит к выразительно описанному

Высоцким “общепримиряющему” бегу, когда все равны, когда “первых нет и

отстающих”, да вот беда: бег этот на месте.

Высоцкий был одним из лидеров нелегкого процесса становления того типа

сознания, которое мы сегодня называем плюрализмом. Он многократно и

наглядно продемонстрировал, какой мощный источник энергии таится в

множественности взглядов на жизнь, в спектре непохожих характеров,

несовместимых точек зрения. Общие социально-нравственные ценности

утверждаются поэтому только через индивидуальное восприятие. Ему решительно

чужда всякая тоталитарная романтика. Альпинистские песни отнюдь не

заставляют каждого отправляться в горы, спортивные штурмовать рекорды.

Разная жизнь предстает в этих песнях, тем она и интересна. И каждый из нас

должен идти по жизни собственным неповторимым путем.

Процесс переживания взаимоисключающих точек зрения на жизнь как

равноправных – это глубинная внутренняя тема всего песенного свода поэта,.

Бесконечная способность к пониманию чужих взглядов, неутомимое умение

столкнуть противоположные позиции друг с другом и тем самым выйти на новую

глубину социального видения – вот что такое феномен Высоцкого в нашей

культуре. А практически этот феномен осуществлялся в смысловой двуслойности

каждой песни, в наличии иронического подтекста.

Высоцкий и сам отчетливо осознавал двуплановую природу своих

произведений. Он говорил на концертах, что в песне для него важен “другой

пласт”, причем “обязательно серьезный”. Неистощимое остроумие поэта никогда

не работало на пустое развлекательство. Слушая его записи, мы убеждаемся ,

что “оживление в зале” возникало после строк не столь смешных, но очень

остро социально нацеленных. И читая Высоцкого, мы видим, что эта острота

нисколько не притупилась. Мы не только смеемся, читая письмо умалишенных:

Лектора из передачи!

Те, кто так или иначе

Говорят про неудачи

И нервируют народ!-

но и с грустью узнаем этот стиль мышления в публикуемых газетами писем

психически здоровых людей.

Но внутренняя серьезность никогда не переходила у Высоцкого в

проповедь, в занудное поучение. Он хорошо понимал, что на слушателя и на

читателя сильнее действует не готовый ответ, а остро и энергично

поставленный вопрос. Об этом, впрочем, прямо сказано в парадоксальном

финале стихотворения ”Мой Гамлет”:

А мы все ставим каверзный ответ

И не находим нужного вопроса.

Высоцкий вел неутомимый и терпеливый диалог с современниками и потому

такую неоспоримую весомость приобрели его монологические признания:

Но знаю, что лживо, а что свято, -

Я понял это все-таки давно.

Мой путь один, всего один, ребята, -

Мне выбора по счастью не дано.

“Мой путь один…”. Читаем Высоцкого и видим линию этого пути.

Раннее и позднее творчество Высоцкого довольно прочно связано и своей

болевой чувствительностью в ранней мере обращены к нашей современности.

Недаром и сам поэт в пору зрелости сказал: “Когда говорят, что мои ранние

песни были на злобу дня, а теперь будто бы пишу песни-обобщения, по-моему

это неправда: это невозможно определить, есть обобщение или его нет,- пусть

критики разбираются. Потом со временем, все это изменилось, обросло как

снежный ком, приняло другие формы и очертания. И песни немножечко

усложнились, круг стал шире…”.

Читаем Высоцкого и наша мысль, наши чувства вовлекаются в активнейшую

работу по освоению его развернутых сюжетных метафор, сочетающих лирическую

выразительность с повествовательной протяженностью.Вместе с Высоцким мы то

скользим по планете, которую окутал вечный гололед, то оказываемся

втиснутыми в символическую подводную лодку, из которой несется наш общий

крик: “Спасите наши души!”.

Вместе с Высоцким в который раз проходим “по канату, натянутому как нерв”.

И где здесь граница между поэзией и прозой, между его книгой и нашей

жизнью?



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты